Рассказы и воспоминания . Рассказ Пинаева Юрия о поездке в Рехлин в июне 2002г.

 

В этом разделе размещен небольшой рассказик в духе путевых заметок о поездке в Рехлин в июне 2002г. Вот говорят - не возвращайся в прежние места , где ты был молод и счастлив. Не знаю , не знаю... Если вначале и были у меня какие-то сомнения на этот счет , то в итоге я не пожалел , что побывал в городе моего детства.

В июне этого года мне посчастливилось съездить по приглашению моего друга в Берлин , где он находился в долговременной командировке. В мои грандиозные планы помимо осмотра Берлина , Нидерландов , Бельгии и Люксембурга входил один обязательный пункт - побывать в маленьком городке Рехлине , что находится в земле Мекленбург-Передняя Померания на берегу живописного озера Мюритц , где давным-давно в юности я прожил в военном городке полтора года . Пробыв в Берлине несколько дней , в ожидании супруги, подзадержавшейся в Москве из-за работы , я решил исполнить задуманное. Решено было ехать в субботу - билеты на поезд дешевле , да и с работы Володьке не надо отпрашиваться.

Путь предстоял с несколькими пересадками. Сначала полтора часа до Нойштрелица на региональном экпрессе RE. Там через двадцать минут региональный поезд RB до Мирова - ехать двадцать с чем-то минут. Причем , в расписания было указано, что второй поезд идет с платформы Neustrelitz -Sud, до которой нужно идти 8 мин. пешком. В тех краях я был в последний раз много лет назад , и , естественно , о Нойштрелице и Мирове остались весьма смутные воспоминания. Это вызывало некое беспокойство. Восемь минут - это минимум с полкилометра пути . Времени на пересадку между поездами по расписанию двадцать минут. Успеем ли мы найти в незнакомом городе второй вокзал за столь короткое время? Но положились на немецкую упорядочность. Наверняка будут указатели , да не один. А уж от Мирова с центрального автовокзала ZOB , судя по крохам информации , полученным после долгих поисков в сети, должен пойти автобус в 10-30 на Рехлин. Поезд прибывал в Миров в 10:08. Резонно было полагать , что ZOB будет недаленко от ж.д. станции. Должны успеть.

Накануне вечером я зашел на станции Фридрихштрассе в кассу , чтобы зараннее купить билет выходного дня Schones-Wochende-Ticket . Кассирша твердо отклонила предложение общаться с ней по-английски. Но оказалось , что моего весьма и весьма слабого немецкого достаточно для такой операции как покупка льготного билета. Добираться от дома до вокзала Zoo, откуда и отходил поезд , где-то минут 40 -- около 10 минут пешком до станции плюс минут 30 на надземке. Пришлось вставать довольно рано, дабы не пропустить нужный поезд в 7:43 . Естественно , прособирались долго , но успели впритык. Вообще , чувствуешь себя очень уверенно , столкнувшись с пунктуальной работой Берлинского городского транспорта. Расписание движения автобусов , надземки, поездов выполняется с точностью до минуты. Сбои бывают , но редко. Поэтому на Zoo прибыли в нужное время , еще и запас оказался минут в 10. Наш поезд на Штральзунд подали буквально за две минуты до отправления. Региональный экспресс состоял всего из трех двухэтажных вагонов. Для лучшего обзора окрестностей сели наверху . Пассажиров было мало , на втором этаже нашего вагона набралось едва ли 5 человек.

Почти половину времени ехали по Берлину и по окружной дороге вокруг него. А как только выбрались из Берлина , поезд развил довольно-таки приличную скорость, полагаю , километров 150-170 в час. Так с ветерком, почти не делая остановок , и домчались до Нойштрелитца. По выходу из вагона стали не мешкая разыскивать указатели на Neustrelitz -Sud. Через пару секунд уже весело смеялись, обнаружив нужную платформу прямо за спиной в 20 метрах от нас, через подземный переход. Как мы ни старались идти медленно , но 8 минут не получилось , от силы потратили на весь переход одну минуту. (Кстати , позднее на сайте немецких железных дорог я смотрел какое-то расписание , связанное с пересадкой в Москве. Так вот , там отводится на пересадку с Казанского вокзала на Белорусский 2 часа!)

Обогнув здание вокзала, вышли к ожидающему нас RE до Мирова. Это был старинный двухвагонный дизель величиной чуть больше трамвая , стоявший под парами на старых , тронутых ржавчиной рельсах. Станция имела слегка потрепанный вид , но как и на любой станции немецких железных дорог , имелось ставшее уже привычным желто-белое расписание. Пассажиров в поезде оказалось немного - четверо ребят с велосипедами ( они сели в первый вагон) и еще одна фрау , севшая как и мы во второй. Через некоторое время подошел драйвер и кондуктор. Кондуктор проверил билеты и дал сигнал к отправке. Дизель взревел , и , подпрыгиваю на стыках , поезд тронулся.

Поскольку все ехали в Миров , то машинист не остановился на станции Gross-Quasow , которая представляла из себя какую-то будку в чистом поле без малейших признаков жизни. Уж не знаю , были ли случаи в истории немецких железных дорог, чтобы там кто-нибудь выходил или садился. На следующих двух станциях поезд все-таки решил остановиться . Там тоже никто не сел и не вышел. Но один из ребят перешел в наш вагон , где был туалет. Сделав свои дела , он оказался разлучен с друзьями, поскольку между вагонами перехода не было, и остаток пути они провели, общаяясь между собой при помощи жестов через окошко. Дорога была достаточно живописна , т.к. проходила по территории национального парка. Несколько раз видели косуль (или оленей - не силен в биологии) , которые подходят прямо к железнодорожному полотну . Сама железная дорога старая , с доисторическими семафорами с ручным приводом - какие-то тросы, рычаги , блоки и т. д. Хотя поезд ехал медленно , трясло и болтало в нем нещадно. Через несколько дней , когда мы ехали с супругой в Амстердам на экспрессе ICE , который разгонялся до 250 км/час. , тряски не было вообще. В общем , поездка до Мирова весьма понравилась своей экзотичностью.

Долго ли коротко ли , но прибыли в Миров. Вышли из вокзала на привокзальную площадь и стали искать автовокзал. Нашли его сразу и снова от души повеселились , ибо это гордое название носила обычная автобусная остановка. На ней висело расписание автобусов , из коего и узнали , что интернет наврал , и нужного нам автобуса в природе нет вообще , а есть похожий , но по выходным дням он не ходит.

Тут мы узрели неподалеку двух престарелых бюргеров и подошли к ним за информацией. Когда они услышали от нас , что мы желаем " nach Rechlin fahren" , они захохотали и один выдал тираду , из которой я извлек ключевые слова " elf kilometer spazieren gehen". Пешком идти одиннадцать км не хотелось. Мы выспросили у них дорогу на выезд из города и пошли в нужном направлении , решив заодно и посмотреть город. Был я здесь настолько давно, да и то проездом , что , естественно , ничего не узнавал. Ну , заблудиться нам не удалось. Поскольку , как гласит молва , характерная немецкая черта - пунктуальность , информационному обеспечению в Германии уделяется много сил и средств. Повсюду подробные указатели , карты , расписания и т.д.

Миров - городишко типичный немецкий , чистенький и ухоженный. По дороге зашли на территорию какого-то старинного парка с замком местного масштаба. Погуляли там недолго по парку и вскоре вышли наконец на окраину Мирова. В выходные дни почти все магазины в Германии закрыты, а нам надо было бы прикупить кое-какой еды и напитков. Поскольку времени на всю поездку было немного , было решено не тратить его на посиделки в каком-нибудь рехлинском кабачке. И как раз на выходе из города увидели неподалеку один из сети дешевых супермаркетов , работавший в субботу. Закупили всяких колбасок-ветчинок, хлеба и зрелищ , в смысле , пива- картонную упаковочку пива "Schloss" (одно из самых дешевых и неплохих пив - всего 1.79 евро за упаковку из 6 бутылок) , кроме того Володька взял также свой любимый Jever , а я Becks и Henninger , на которые запал еще в докризисное время , когда они были в Москве доступны по цене.

Несколько утомившись от прогулок по городу , передохнули слегка в чудной тенистой дубраве на выходе из Мирова , слегка облегчив рюкзак. Правда , неожиданная находка в глубине чащи прояснила суть дубравы , ну да ладно. Все , теперь мы в полном вооружении , можно стопить попутку. Опыта езды автостопом у нас особого не было. Но на первое же наше вялое движение руками тут же остановилась первая же попутная машина. Водитель - парень лет 25 - говорил более-менее по-английски ,а мы к тому же худо-бедно по-немецки , и тут же завязалась беседа. Мы попросили довезти нас хотя бы до Фитцена - поворота на Рехлин. Там уже недалеко - километра полтора. Но парень оказался жителем Рехлина и ехал как раз туда. Мы удовлетворили его любопытство , пояснив цель нашего приезда. Он тут же рассказал , что "советский сектор" сильно изменился , его трудно будет узнать. В этом я , в общем-то и не сомневался.

Вскоре мы уже въехали в Рехлин , и наш водитель любезно подвез нас прямо к бывшей границе двух половинок города. От бывшего КПП остались только стены с надписями "Здесь был Андрей " и "Здесь был Кабан". Естественно , не было и следа от забора с колючей проволокой , отделявшей нас во время оно от братского немецкого народа. Как и берлинская стена , рехлинская тоже канула в Лету , оставив этакий филиал "Чарли чек-пойнт".

Наш военный городок в свое время представлял совокупность множества двухэтажных домов старой постройки , я думаю 50-х годов , двух-трех стандартных пятиэтажек , в одной из которых мы тогда и проживали. Имели место также офицерский и солдатский клубы , магазины и , конечно , родная школа № 95. В принципе , я с опаской ожидал самого худшего варианта , а именно , что порушено и перестроено все до основания. Действительность оказалась следующей. Мой родной дом, как и его пятиэтажные собратья , оказался полностью снесен. Рядом с ним оказался большой холм , видимо образованный строительным мусором. Большинство двухэтажных особняков были реконструированы , и в них жили новые хозяева.В мое время все дома были одинакового кирпичного цвета . Теперь же после ремонта они выглядят более нарядно. Но для многих домов хозяев не нашлось . Участь их более печальна , они стоят заброшенными , с зияющими провалами в черепичных крышах.

Так же заброшенным , но не разрушенным оказался офицерский клуб. Табличка на заколоченной двери предупреждала об опасности обрушения. Солдатский клуб постигла та же участь. То ли крепки оказались эти постройки , то ли не хотелось немцам с ними связываться , но их не тронули , в отличие от жилых домов-пятиэтажек. На нашу школу тоже не поднялась рука у новых хозяев. Так же , как и учреждениям культуры , ей не нашлось применения. Так же ее оставили умирать естественным путем. Дом рядом со школой , где раньше был продовольственный магазин , был перестроен и преобразован в жилой дом. Задний двор школы с хозяйственными постройками и спортплощадкой отсутствовал полностью. Труба от котельной ушла в небытие.

Между школой и офицерским клубом расположен сквер. Мне он запомнился наличием некоторого количества небольших кустов и несколькими деревьями по периметру. Сейчас он представляет из себя скорее небольшой парк с высокими деревьями. А вот памятника Ильичу , увы , немцы не сохранили. Мы походили по улицам , поснимали на фото и видео. Особое умиление вызвала табличка "Улица Советская" , любезно оставленная на одном из домов новыми хозяевами. Вдоволь нагулявшись по улицам , забрались на могильный холм около моего бывшего дома , на верху которого стояла скамеечка и открывался чудесный вид на окрестности , и справили тризну по ушедшей юности посредством пива , хотя здесь была бы более уместна водка.

С холма просматривалось озеро , где в свое время стояло множество лодочных гаражей , поскольку многие имели личные плавсредства. Мне захотелось посмотреть на озеро , но пройти мы не смогли , т.к. сплошняком шли частные владения , заборы и.т.д. Тогда решили сходить за пределы городка туда , что мы раньше называли "косой" - что-то вроде зоны отдыха на озере Мюритц. Из сети я уже узнал , что там построен большой яхт-клуб , и это место весьма популярно у немцев . Кроме того , где-то там должен был быть музей авиации. И вот я шагаю по дороге , по которой не раз ездил много лет назад на велосипеде Пензенского завода , купленного у заменяющегося в Союз прапорщика за 50 марок , и проданного нами за 40 марок кому-то из вновь прибывших , когда подошла наша очередь уезжать.

Деревья за прошедшие годы изрядно подросли. С левой стороны периодически появлялись заброшенные дома. Я с трудом уже вспоминал , что здесь были какие-то военные помещения - штаб, казармы , столовая. Поскольку в этом месте я бывал в то время редко , то и в памяти осталось мало подробностей, только общая картина. Периодически нас обгоняют на велосипедах местные жители , при этом все по хорошей деревенской привычке здороваются. Мы тоже радостно кричим в ответ "Халле-о-о". Через некоторое время увидели вдалеке ни что иное , как Миг-21. Подошли поближе. Это и оказался музей авиации. В само здание не пошли -3 евро за билет- не деньги , просто времени у нас было маловато. Только заглянули в окошко- там на стенах было видно множество фотографий времен войны , во время которой в Рехлине был аэродром и здесь Люфтваффе испытывало первый реактивный самолет. Быстренько осмотрели небольшую подборку авиатехники , выставленную под открытым небом и пошли дальше.

Еще минут через десять , сверившись с очередным указателем, вышли к большому комплексу зданий , сооружений, яхт , катеров и прочее. Это и был построенный в недавнее время яхт-клуб. На озере в этот день как раз проходила регата. Полюбовались некоторое время белоснежными красавицами-яхтами. Но время уже поджимало , нам нужно было успеть на поезд из Мирова на 16:48 , иначе следующий поезд на Нойштрелиц пойдет только в 19:45 и в Берлин приедем слишком поздно, а хотелось еще по вечернему Берлину погулять. Так что пошли той же дорогой назад. Прошли снова через "советский сектор" , я сделал последние снимки , сказал farewell городу своего детства .

Еще минут 20 шли по "немецкой части" Рехлина , где я периодически запечатлевал аккуратные дома с ухоженными палисадниками . В одном из палисадничков какой-то рачительный бюргер устроил филиал авиа-музея. Наконец дошли до поворота и вскоре застопили попутку до Мирова. Водитель оказался общительный, много рассказывал про своего паразита шефа, который заставил его работать в субботу, и этот крутой навороченный джип тоже, оказывается , принадлежал этому таинственному шефу. Как и первый наш подвозчик , этот тоже ради нас дал крюка и подвез прямо к вокзалу , хоть мы и вежливо отнекивались.

До поезда оставалось еще минут двадцать , он уже стоял под парами. Кондуктор - уже другая фрау -узрела наш интерес к этому средству передвижения и прочитала нам длинную лекцию о нем. Выяснилось , что не так-то поезд и стар - сделан в 1970 г. ( она разыскала где-то сбоку на вагоне и предъявила нам заводской шильдик). Хотя я , честно говоря , мало что понял из ее речи , мы поблагодарили ее , сели в поезд , где она , приняв важный и официальный вид , тщательно проверила наш билет , билеты других немногочисленных пассажиров и дала сигнал к отправке.

Опять тряская живописная обратная дорога до Нейштрелица. Снова долгий 8-минутный переход до главной платформы. Здесь мы ждали поезд до Берлина минут 15 . Поезд опоздал на 5 минут , что в общем-то в Германии происходит нечасто. В этот раз вагон был более загружен - дело уже шло к вечеру , к тому же был выходной день, да и поезд был дальний , Штральзунд - Эльстерверда , но свободных мест все равно было достаточно . Через полтора часа мы выгрузились на Zoo, пересели на электричку , доехали до Hackishe Markt и пошли бродить по чудным улочкам и переулкам вечернего Берлина. Но это уже другая история…

 

 

 

 

Hosted by uCoz