В
этом разделе размещен небольшой рассказик в духе путевых заметок
о поездке в Рехлин в июне 2002г. Вот говорят - не возвращайся в
прежние места , где ты был молод и счастлив. Не знаю , не знаю...
Если вначале и были у меня какие-то сомнения на этот счет , то в
итоге я не пожалел , что побывал в городе моего детства.
В
июне этого года мне посчастливилось съездить по приглашению моего
друга в Берлин , где он находился в долговременной командировке.
В мои грандиозные планы помимо осмотра Берлина , Нидерландов , Бельгии
и Люксембурга входил один обязательный пункт - побывать в маленьком
городке Рехлине , что находится в земле Мекленбург-Передняя Померания
на берегу живописного озера Мюритц , где давным-давно в юности я
прожил в военном городке полтора года . Пробыв в Берлине несколько
дней , в ожидании супруги, подзадержавшейся в Москве из-за работы
, я решил исполнить задуманное. Решено было ехать в субботу - билеты
на поезд дешевле , да и с работы Володьке не надо отпрашиваться.
Путь
предстоял с несколькими пересадками. Сначала полтора часа до Нойштрелица
на региональном экпрессе RE. Там через двадцать минут региональный
поезд RB до Мирова - ехать двадцать с чем-то минут. Причем , в расписания
было указано, что второй поезд идет с платформы Neustrelitz -Sud,
до которой нужно идти 8 мин. пешком. В тех краях я был в последний
раз много лет назад , и , естественно , о Нойштрелице и Мирове остались
весьма смутные воспоминания. Это вызывало некое беспокойство. Восемь
минут - это минимум с полкилометра пути . Времени на пересадку между
поездами по расписанию двадцать минут. Успеем ли мы найти в незнакомом
городе второй вокзал за столь короткое время? Но положились на немецкую
упорядочность. Наверняка будут указатели , да не один. А уж от Мирова
с центрального автовокзала ZOB , судя по крохам информации , полученным
после долгих поисков в сети, должен пойти автобус в 10-30 на Рехлин.
Поезд прибывал в Миров в 10:08. Резонно было полагать , что ZOB
будет недаленко от ж.д. станции. Должны успеть.
Накануне
вечером я зашел на станции Фридрихштрассе в кассу , чтобы зараннее
купить билет выходного дня Schones-Wochende-Ticket . Кассирша твердо
отклонила предложение общаться с ней по-английски. Но оказалось
, что моего весьма и весьма слабого немецкого достаточно для такой
операции как покупка льготного билета. Добираться от дома до вокзала
Zoo, откуда и отходил поезд , где-то минут 40 -- около 10 минут
пешком до станции плюс минут 30 на надземке. Пришлось вставать довольно
рано, дабы не пропустить нужный поезд в 7:43 . Естественно , прособирались
долго , но успели впритык. Вообще , чувствуешь себя очень уверенно
, столкнувшись с пунктуальной работой Берлинского городского транспорта.
Расписание движения автобусов , надземки, поездов выполняется с
точностью до минуты. Сбои бывают , но редко. Поэтому на Zoo прибыли
в нужное время , еще и запас оказался минут в 10. Наш поезд на Штральзунд
подали буквально за две минуты до отправления. Региональный экспресс
состоял всего из трех двухэтажных вагонов. Для лучшего обзора окрестностей
сели наверху . Пассажиров было мало , на втором этаже нашего вагона
набралось едва ли 5 человек.
Почти
половину времени ехали по Берлину и по окружной дороге вокруг него.
А как только выбрались из Берлина , поезд развил довольно-таки приличную
скорость, полагаю , километров 150-170 в час. Так с ветерком, почти
не делая остановок , и домчались до Нойштрелитца. По выходу из вагона
стали не мешкая разыскивать указатели на Neustrelitz -Sud. Через
пару секунд уже весело смеялись, обнаружив нужную платформу прямо
за спиной в 20 метрах от нас, через подземный переход. Как мы ни
старались идти медленно , но 8 минут не получилось , от силы потратили
на весь переход одну минуту. (Кстати , позднее на сайте немецких
железных дорог я смотрел какое-то расписание , связанное с пересадкой
в Москве. Так вот , там отводится на пересадку с Казанского вокзала
на Белорусский 2 часа!)
Обогнув
здание вокзала, вышли к ожидающему нас RE до Мирова. Это был старинный
двухвагонный дизель величиной чуть больше трамвая , стоявший под
парами на старых , тронутых ржавчиной рельсах. Станция имела слегка
потрепанный вид , но как и на любой станции немецких железных дорог
, имелось ставшее уже привычным желто-белое расписание. Пассажиров
в поезде оказалось немного - четверо ребят с велосипедами ( они
сели в первый вагон) и еще одна фрау , севшая как и мы во второй.
Через некоторое время подошел драйвер и кондуктор. Кондуктор проверил
билеты и дал сигнал к отправке. Дизель взревел , и , подпрыгиваю
на стыках , поезд тронулся.
Поскольку
все ехали в Миров , то машинист не остановился на станции Gross-Quasow
, которая представляла из себя какую-то будку в чистом поле без
малейших признаков жизни. Уж не знаю , были ли случаи в истории
немецких железных дорог, чтобы там кто-нибудь выходил или садился.
На следующих двух станциях поезд все-таки решил остановиться . Там
тоже никто не сел и не вышел. Но один из ребят перешел в наш вагон
, где был туалет. Сделав свои дела , он оказался разлучен с друзьями,
поскольку между вагонами перехода не было, и остаток пути они провели,
общаяясь между собой при помощи жестов через окошко. Дорога была
достаточно живописна , т.к. проходила по территории национального
парка. Несколько раз видели косуль (или оленей - не силен в биологии)
, которые подходят прямо к железнодорожному полотну . Сама железная
дорога старая , с доисторическими семафорами с ручным приводом -
какие-то тросы, рычаги , блоки и т. д. Хотя поезд ехал медленно
, трясло и болтало в нем нещадно. Через несколько дней , когда мы
ехали с супругой в Амстердам на экспрессе ICE , который разгонялся
до 250 км/час. , тряски не было вообще. В общем , поездка до Мирова
весьма понравилась своей экзотичностью.
Долго
ли коротко ли , но прибыли в Миров. Вышли из вокзала на привокзальную
площадь и стали искать автовокзал. Нашли его сразу и снова от души
повеселились , ибо это гордое название носила обычная автобусная
остановка. На ней висело расписание автобусов , из коего и узнали
, что интернет наврал , и нужного нам автобуса в природе нет вообще
, а есть похожий , но по выходным дням он не ходит.
Тут
мы узрели неподалеку двух престарелых бюргеров и подошли к ним за
информацией. Когда они услышали от нас , что мы желаем " nach Rechlin
fahren" , они захохотали и один выдал тираду , из которой я извлек
ключевые слова " elf kilometer spazieren gehen". Пешком идти одиннадцать
км не хотелось. Мы выспросили у них дорогу на выезд из города и
пошли в нужном направлении , решив заодно и посмотреть город. Был
я здесь настолько давно, да и то проездом , что , естественно ,
ничего не узнавал. Ну , заблудиться нам не удалось. Поскольку ,
как гласит молва , характерная немецкая черта - пунктуальность ,
информационному обеспечению в Германии уделяется много сил и средств.
Повсюду подробные указатели , карты , расписания и т.д.
Миров
- городишко типичный немецкий , чистенький и ухоженный. По дороге
зашли на территорию какого-то старинного парка с замком местного
масштаба. Погуляли там недолго по парку и вскоре вышли наконец на
окраину Мирова. В выходные дни почти все магазины в Германии закрыты,
а нам надо было бы прикупить кое-какой еды и напитков. Поскольку
времени на всю поездку было немного , было решено не тратить его
на посиделки в каком-нибудь рехлинском кабачке. И как раз на выходе
из города увидели неподалеку один из сети дешевых супермаркетов
, работавший в субботу. Закупили всяких колбасок-ветчинок, хлеба
и зрелищ , в смысле , пива- картонную упаковочку пива "Schloss"
(одно из самых дешевых и неплохих пив - всего 1.79 евро за упаковку
из 6 бутылок) , кроме того Володька взял также свой любимый Jever
, а я Becks и Henninger , на которые запал еще в докризисное время
, когда они были в Москве доступны по цене.
Несколько
утомившись от прогулок по городу , передохнули слегка в чудной тенистой
дубраве на выходе из Мирова , слегка облегчив рюкзак. Правда , неожиданная
находка в глубине чащи прояснила суть дубравы , ну да ладно. Все
, теперь мы в полном вооружении , можно стопить попутку. Опыта езды
автостопом у нас особого не было. Но на первое же наше вялое движение
руками тут же остановилась первая же попутная машина. Водитель -
парень лет 25 - говорил более-менее по-английски ,а мы к тому же
худо-бедно по-немецки , и тут же завязалась беседа. Мы попросили
довезти нас хотя бы до Фитцена - поворота на Рехлин. Там уже недалеко
- километра полтора. Но парень оказался жителем Рехлина и ехал как
раз туда. Мы удовлетворили его любопытство , пояснив цель нашего
приезда. Он тут же рассказал , что "советский сектор" сильно изменился
, его трудно будет узнать. В этом я , в общем-то и не сомневался.
Вскоре
мы уже въехали в Рехлин , и наш водитель любезно подвез нас прямо
к бывшей границе двух половинок города. От бывшего КПП остались
только стены с надписями "Здесь был Андрей " и "Здесь был Кабан".
Естественно , не было и следа от забора с колючей проволокой , отделявшей
нас во время оно от братского немецкого народа. Как и берлинская
стена , рехлинская тоже канула в Лету , оставив этакий филиал "Чарли
чек-пойнт".
Наш
военный городок в свое время представлял совокупность множества
двухэтажных домов старой постройки , я думаю 50-х годов , двух-трех
стандартных пятиэтажек , в одной из которых мы тогда и проживали.
Имели место также офицерский и солдатский клубы , магазины и , конечно
, родная школа № 95. В принципе , я с опаской ожидал самого худшего
варианта , а именно , что порушено и перестроено все до основания.
Действительность оказалась следующей. Мой родной дом, как и его
пятиэтажные собратья , оказался полностью снесен. Рядом с ним оказался
большой холм , видимо образованный строительным мусором. Большинство
двухэтажных особняков были реконструированы , и в них жили новые
хозяева.В мое время все дома были одинакового кирпичного цвета .
Теперь же после ремонта они выглядят более нарядно. Но для многих
домов хозяев не нашлось . Участь их более печальна , они стоят заброшенными
, с зияющими провалами в черепичных крышах.
Так
же заброшенным , но не разрушенным оказался офицерский клуб. Табличка
на заколоченной двери предупреждала об опасности обрушения. Солдатский
клуб постигла та же участь. То ли крепки оказались эти постройки
, то ли не хотелось немцам с ними связываться , но их не тронули
, в отличие от жилых домов-пятиэтажек. На нашу школу тоже не поднялась
рука у новых хозяев. Так же , как и учреждениям культуры , ей не
нашлось применения. Так же ее оставили умирать естественным путем.
Дом рядом со школой , где раньше был продовольственный магазин ,
был перестроен и преобразован в жилой дом. Задний двор школы с хозяйственными
постройками и спортплощадкой отсутствовал полностью. Труба от котельной
ушла в небытие.
Между
школой и офицерским клубом расположен сквер. Мне он запомнился наличием
некоторого количества небольших кустов и несколькими деревьями по
периметру. Сейчас он представляет из себя скорее небольшой парк
с высокими деревьями. А вот памятника Ильичу , увы , немцы не сохранили.
Мы походили по улицам , поснимали на фото и видео. Особое умиление
вызвала табличка "Улица Советская" , любезно оставленная на одном
из домов новыми хозяевами. Вдоволь нагулявшись по улицам , забрались
на могильный холм около моего бывшего дома , на верху которого стояла
скамеечка и открывался чудесный вид на окрестности , и справили
тризну по ушедшей юности посредством пива , хотя здесь была бы более
уместна водка.
С
холма просматривалось озеро , где в свое время стояло множество
лодочных гаражей , поскольку многие имели личные плавсредства. Мне
захотелось посмотреть на озеро , но пройти мы не смогли , т.к. сплошняком
шли частные владения , заборы и.т.д. Тогда решили сходить за пределы
городка туда , что мы раньше называли "косой" - что-то вроде зоны
отдыха на озере Мюритц. Из сети я уже узнал , что там построен большой
яхт-клуб , и это место весьма популярно у немцев . Кроме того ,
где-то там должен был быть музей авиации. И вот я шагаю по дороге
, по которой не раз ездил много лет назад на велосипеде Пензенского
завода , купленного у заменяющегося в Союз прапорщика за 50 марок
, и проданного нами за 40 марок кому-то из вновь прибывших , когда
подошла наша очередь уезжать.
Деревья
за прошедшие годы изрядно подросли. С левой стороны периодически
появлялись заброшенные дома. Я с трудом уже вспоминал , что здесь
были какие-то военные помещения - штаб, казармы , столовая. Поскольку
в этом месте я бывал в то время редко , то и в памяти осталось мало
подробностей, только общая картина. Периодически нас обгоняют на
велосипедах местные жители , при этом все по хорошей деревенской
привычке здороваются. Мы тоже радостно кричим в ответ "Халле-о-о".
Через некоторое время увидели вдалеке ни что иное , как Миг-21.
Подошли поближе. Это и оказался музей авиации. В само здание не
пошли -3 евро за билет- не деньги , просто времени у нас было маловато.
Только заглянули в окошко- там на стенах было видно множество фотографий
времен войны , во время которой в Рехлине был аэродром и здесь Люфтваффе
испытывало первый реактивный самолет. Быстренько осмотрели небольшую
подборку авиатехники , выставленную под открытым небом и пошли дальше.
Еще
минут через десять , сверившись с очередным указателем, вышли к
большому комплексу зданий , сооружений, яхт , катеров и прочее.
Это и был построенный в недавнее время яхт-клуб. На озере в этот
день как раз проходила регата. Полюбовались некоторое время белоснежными
красавицами-яхтами. Но время уже поджимало , нам нужно было успеть
на поезд из Мирова на 16:48 , иначе следующий поезд на Нойштрелиц
пойдет только в 19:45 и в Берлин приедем слишком поздно, а хотелось
еще по вечернему Берлину погулять. Так что пошли той же дорогой
назад. Прошли снова через "советский сектор" , я сделал последние
снимки , сказал farewell городу своего детства .
Еще
минут 20 шли по "немецкой части" Рехлина , где я периодически запечатлевал
аккуратные дома с ухоженными палисадниками . В одном из палисадничков
какой-то рачительный бюргер устроил филиал авиа-музея. Наконец дошли
до поворота и вскоре застопили попутку до Мирова. Водитель оказался
общительный, много рассказывал про своего паразита шефа, который
заставил его работать в субботу, и этот крутой навороченный джип
тоже, оказывается , принадлежал этому таинственному шефу. Как и
первый наш подвозчик , этот тоже ради нас дал крюка и подвез прямо
к вокзалу , хоть мы и вежливо отнекивались.
До
поезда оставалось еще минут двадцать , он уже стоял под парами.
Кондуктор - уже другая фрау -узрела наш интерес к этому средству
передвижения и прочитала нам длинную лекцию о нем. Выяснилось ,
что не так-то поезд и стар - сделан в 1970 г. ( она разыскала где-то
сбоку на вагоне и предъявила нам заводской шильдик). Хотя я , честно
говоря , мало что понял из ее речи , мы поблагодарили ее , сели
в поезд , где она , приняв важный и официальный вид , тщательно
проверила наш билет , билеты других немногочисленных пассажиров
и дала сигнал к отправке.
Опять
тряская живописная обратная дорога до Нейштрелица. Снова долгий
8-минутный переход до главной платформы. Здесь мы ждали поезд до
Берлина минут 15 . Поезд опоздал на 5 минут , что в общем-то в Германии
происходит нечасто. В этот раз вагон был более загружен - дело уже
шло к вечеру , к тому же был выходной день, да и поезд был дальний
, Штральзунд - Эльстерверда , но свободных мест все равно было достаточно
. Через полтора часа мы выгрузились на Zoo, пересели на электричку
, доехали до Hackishe Markt и пошли бродить по чудным улочкам и
переулкам вечернего Берлина. Но это уже другая история…
|