Здесь
размещен небольшой рассказик в духе путевых заметок о поездке в
Рехлин в июне 2002г. Вот говорят - не возвращайся в прежние места
, где ты был молод и счастлив. Не знаю , не знаю... Если вначале
и были у меня какие-то сомнения на этот счет , то в итоге я не пожалел
, что побывал в городе моего детства.
В
июне 2002г. года мне посчастливилось съездить по приглашению моего
друга в Берлин , где он находился в долговременной командировке.
В мои грандиозные планы помимо осмотра Берлина , Нидерландов , Бельгии
и Люксембурга входил один обязательный пункт - побывать в маленьком
городке Рехлине , что находится в земле Мекленбург-Передняя Померания
на берегу живописного озера Мюритц , где давным-давно в юности я
прожил в военном городке полтора года . Пробыв в Берлине несколько
дней , в ожидании супруги, подзадержавшейся в Москве из-за работы
, я решил исполнить задуманное. Решено было ехать в субботу - билеты
на поезд дешевле , да и с работы Володьке не надо отпрашиваться.
Путь
предстоял с несколькими пересадками. Сначала полтора часа до Нойштрелица
на региональном экпрессе RE. Там через двадцать минут региональный
поезд RB до Мирова - ехать двадцать с чем-то минут. Причем , в расписания
было указано, что второй поезд идет с платформы Neustrelitz -Sud,
до которой нужно идти 8 мин. пешком. В тех краях я был в последний
раз много лет назад , и , естественно , о Нойштрелице и Мирове остались
весьма смутные воспоминания. Это вызывало некое беспокойство. Восемь
минут - это минимум с полкилометра пути . Времени на пересадку между
поездами по расписанию двадцать минут. Успеем ли мы найти в незнакомом
городе второй вокзал за столь короткое время? Но положились на немецкую
упорядочность. Наверняка будут указатели , да не один. А уж от Мирова
с центрального автовокзала ZOB , судя по крохам информации , полученным
после долгих поисков в сети, должен пойти автобус в 10-30 на Рехлин.
Поезд прибывал в Миров в 10:08. Резонно было полагать , что ZOB
будет недалеко от ж.д. станции - должны успеть.
Накануне
вечером я зашел на станции Фридрихштрассе в кассу , чтобы зараннее
купить легендарный и прославленный билет выходного дня Schones-Wochende-Ticket
. Кассирша твердо отклонила предложение общаться с ней по-английски.
Но оказалось , что моего весьма и весьма слабого немецкого достаточно
для такой операции как покупка льготного билета. Добираться от дома
до вокзала Zoo, откуда и отходил поезд , где-то минут 40 - около
10 минут пешком до станции плюс минут 30 на надземке. Пришлось вставать
довольно рано, дабы не пропустить нужный поезд в 7:43 . Естественно
, прособирались долго , но успели впритык. Вообще , чувствуешь себя
очень уверенно , столкнувшись с пунктуальной работой Берлинского
городского транспорта. Расписание движения автобусов , надземки,
поездов выполняется с точностью до минуты. Сбои бывают , но редко.
Поэтому на Zoo прибыли в нужное время , еще и запас оказался минут
в 10. Наш поезд на Штральзунд подали буквально за две минуты до
отправления. Региональный экспресс состоял всего из трех двухэтажных
вагонов. Для лучшего обзора окрестностей сели наверху . Пассажиров
было мало , на втором этаже нашего вагона набралось едва ли 5 человек.
Почти
половину времени ехали по Берлину и по окружной дороге вокруг него.
А как только выбрались из Берлина , поезд развил довольно-таки приличную
скорость, полагаю , километров 150-170 в час. Так с ветерком, почти
не делая остановок , и домчались до Нойштрелитца. По выходу из вагона
стали не мешкая разыскивать указатели на Neustrelitz -Sud. Через
пару секунд уже весело смеялись, обнаружив нужную платформу прямо
за спиной в 20 метрах от нас, через подземный переход. Как мы ни
старались идти медленно , но 8 минут не получилось , от силы потратили
на весь переход одну минуту. (Кстати , позднее на сайте немецких
железных дорог я смотрел какое-то расписание , связанное с пересадкой
в Москве. Так вот , там отводится на пересадку с Казанского вокзала
на Белорусский 2 часа!)
Обогнув
здание вокзала,
вышли к ожидающему нас поезду RB до Мирова. Это был старинный двухвагонный
дизель величиной
чуть больше трамвая , стоявший под парами на старых , тронутых ржавчиной
рельсах. Станция имела слегка потрепанный вид , но как и на любой
станции немецких железных дорог , имелось ставшее уже привычным
желто-белое расписание.
Пассажиров в поезде оказалось немного - четверо ребят с велосипедами
( они сели в первый вагон) и еще одна фрау
, севшая как и мы во второй. Через некоторое время подошел драйвер
и кондуктор. Кондуктор
проверил билеты и дал сигнал к отправке. Дизель взревел , и , подпрыгиваю
на стыках , поезд тронулся.
Поскольку
все ехали в Миров , то машинист не остановился на станции Gross-Quasow
, которая представляла из себя какую-то будку в чистом поле без
малейших признаков жизни. Уж не знаю , были ли случаи в истории
немецких железных дорог, чтобы там кто-нибудь выходил или садился.
На следующих двух станциях поезд все-таки решил остановиться . Там
тоже никто не сел и не вышел. Но один из ребят перешел в наш вагон
, где был туалет. Сделав свои дела , он оказался разлучен с друзьями,
поскольку между вагонами перехода не было, и остаток пути они провели,
общаясь между собой при помощи жестов через окошко. Дорога была
достаточно живописна , т.к. проходила по территории национального
парка. Несколько раз видели косуль (или оленей - не силен в биологии)
, которые подходят прямо к железнодорожному полотну . Сама железная
дорога старая , с доисторическими семафорами с ручным приводом -
какие-то тросы, рычаги , блоки и т. д. Хотя поезд ехал медленно
, трясло и болтало в нем нещадно. Через несколько дней , когда мы
ехали с супругой в Амстердам на экспрессе ICE , который разгонялся
до 250 км/час. , тряски не было вообще. В общем , поездка до Мирова
весьма понравилась своей экзотичностью.
Долго
ли коротко ли , но прибыли в Миров. Вышли из вокзала на привокзальную
площадь и стали искать автовокзал. Нашли его сразу и снова от души
повеселились , ибо это гордое название носила обычная автобусная
остановка.
На ней висело расписание
автобусов , из коего и узнали , что интернет наврал , и нужного
нам автобуса в природе нет вообще , а есть похожий , но по выходным
дням он не ходит.
Тут
мы узрели неподалеку двух престарелых бюргеров и подошли к ним за
информацией. Когда они услышали от нас , что мы желаем " nach Rechlin
fahren" , они захохотали и один выдал тираду , из которой я извлек
ключевые слова " elf kilometer spazieren gehen". Пешком идти одиннадцать
км не хотелось. Мы выспросили у них дорогу на выезд из города и
пошли в нужном направлении , решив заодно и посмотреть город. Был
я здесь настолько давно, да и то проездом , что , естественно ,
ничего не узнавал. Ну , заблудиться нам не удалось. Поскольку ,
как гласит молва , характерная немецкая черта - пунктуальность ,
информационному обеспечению в Германии уделяется много сил и средств.
Повсюду подробные указатели
, карты , расписания и т.д.
Миров
- городишко типичный немецкий , чистенький и ухоженный. По дороге
зашли на территорию какого-то старинного парка
с замком местного масштаба. Погуляли там недолго по парку и вскоре
вышли наконец на окраину Мирова. В выходные дни почти все магазины
в Германии закрыты, а нам надо было бы прикупить кое-какой еды и
напитков. Поскольку времени на всю поездку было немного , было решено
не тратить его на посиделки в каком-нибудь рехлинском кабачке. И
как раз на выходе
из города увидели неподалеку один из сети дешевых супермаркетов
Lidl , работавший в субботу. Закупили всяких колбасок-ветчинок,
хлеба и зрелищ , в смысле , пива - картонную упаковочку пива "Schloss"
(одно из самых дешевых и неплохих пив - всего 1.79 евро за упаковку
из 6 бутылок) , кроме того Володька взял также свой любимый Jever
, а я - Becks и Henninger , на которые запал еще в докризисное время
, когда они были в Москве доступны по цене.
Несколько
утомившись от прогулок по городу , передохнули слегка в чудной тенистой
дубраве на выходе из Мирова , слегка облегчив рюкзак. Правда , неожиданная
находка в
глубине чащи прояснила суть дубравы , ну да ладно. Все , теперь
мы в полном вооружении , можно стопить попутку. Опыта езды автостопом
у нас особого не было. Но на первое же наше вялое движение руками
тут же остановилась первая же попутная машина. Водитель - парень
лет 25 - говорил более-менее по-английски ,а мы к тому же - худо-бедно
по-немецки , и тут же завязалась беседа. Мы попросили довезти нас
хотя бы до Фитцена - поворота на Рехлин. Там уже недалеко - километра
полтора. Но парень оказался жителем Рехлина и ехал как раз туда.
Мы удовлетворили его любопытство , пояснив цель нашего приезда.
Он тут же рассказал , что "советский сектор" сильно изменился ,
его трудно будет узнать. В этом я , в общем-то , и не сомневался.
Вскоре
мы уже въехали в Рехлин , и наш водитель любезно подвез нас прямо
к бывшей границе двух половинок города. От бывшего КПП остались
только стены с
надписями "Здесь был Андрей " и "Здесь был Кабан". Естественно ,
не было и следа от забора с колючей проволокой , отделявшей нас
во время оно от братского немецкого народа. Как и берлинская стена
, рехлинская "стена" тоже канула в Лету , оставив подобие
этакого филиала "Чарли чек-пойнт".
Наш
военный городок в свое время представлял совокупность множества
двухэтажных домов старой постройки , я думаю 50-х годов , двух-трех
стандартных пятиэтажек , в одной из которых мы тогда и проживали.
Имели место также офицерский и солдатский клубы , магазины и , конечно
, родная школа № 95. В принципе , я с опаской ожидал самого худшего
варианта , а именно , что порушено и перестроено все до основания.
Действительность оказалась следующей. Мой родной дом, как и его
пятиэтажные собратья , оказался полностью снесен. Рядом с ним оказался
большой холм
, видимо образованный строительным мусором. А на месте моего дома
оказалась детская площадка
. Большинство двухэтажных особняков были реконструированы , и в
них жили новые хозяева.В мое время все дома были одинакового кирпичного
цвета . Теперь же после ремонта они выглядят более нарядно.
Но для многих домов хозяев не нашлось . Участь их более печальна
, они стоят заброшенными
, с зияющими провалами в черепичных крышах.
Так
же заброшенным , но не разрушенным оказался офицерский
клуб . Табличка
на заколоченной двери предупреждала об опасности обрушения. Солдатский
клуб постигла та же участь. То ли крепки оказались эти постройки
, то ли не хотелось немцам с ними связываться , но их не тронули
, в отличие от жилых домов-пятиэтажек. На нашу школу
тоже не поднялась рука у новых хозяев. Так же , как и учреждениям
культуры , ей не нашлось применения. Так же ее оставили умирать
естественным путем. Дом рядом со школой , где раньше был продовольственный
магазин , был перестроен и преобразован в жилой дом.
Задний двор школы
с хозяйственными постройками и спортплощадкой отсутствовал полностью.
Труба от котельной ушла в небытие.
Между
школой и офицерским клубом расположен сквер.
Мне он запомнился наличием некоторого количества небольших кустов
и несколькими деревьями по периметру. Сейчас он представляет из
себя скорее небольшой парк с высокими деревьями. А вот памятника
Ильичу , увы , немцы не сохранили.
Мы
походили по улицам , поснимали на фото и видео. Особое умиление
вызвала табличка
"Улица Советская" , оставленная на одном из домов новыми хозяевами.
Вдоволь нагулявшись по улицам , забрались на могильный холм около
моего бывшего дома , на верху которого стояла скамеечка и открывался
чудесный вид на окрестности
, и справили тризну по ушедшей юности посредством пива , хотя здесь
была бы более уместна водка.
С
холма просматривалось озеро , где в свое время стояло множество
лодочных гаражей , поскольку многие имели личные плавсредства. Мне
захотелось посмотреть на озеро , но пройти мы не смогли , т.к. сплошняком
шли частные владения , заборы и т.д. Тогда мы решили сходить за
пределы городка туда , что мы раньше называли "косой" - что-то вроде
зоны отдыха на озере Мюритц. Из сети я уже узнал , что там построен
большой яхт-клуб , и это место весьма популярно у немцев . Кроме
того , где-то там должен был быть музей авиации. И вот я шагаю по
дороге , по которой
не раз ездил много лет назад на велосипеде Пензенского завода ,
купленного у заменяющегося в Союз прапорщика за 50 марок , и проданного
нами за 40 марок кому-то из вновь прибывших , когда подошла наша
очередь уезжать.
Деревья
за прошедшие годы изрядно подросли. С левой стороны периодически
появлялись заброшенные дома. Я с трудом уже вспоминал , что здесь
были какие-то военные помещения
- штаб, казармы , столовая. Поскольку в этом месте я бывал в то
время редко , то и в памяти осталось мало подробностей, только общая
картина. Периодически нас обгоняют на велосипедах местные жители
, при этом все по хорошей деревенской привычке здороваются. Мы тоже
радостно кричим в ответ "Халле-о-о". Через некоторое время увидели
вдалеке настоящий самолет.
Подошли поближе. Это и оказался музей
авиации. В само здание не пошли - 3 евро за билет - не деньги ,
просто времени у нас было маловато. Только заглянули в окошко -
там на стенах было видно множество фотографий времен войны , во
время которой в Рехлине был аэродром и здесь Люфтваффе испытывало
первый германский реактивный самолет. Быстренько осмотрели небольшую
подборку авиатехники
, выставленную под открытым небом и пошли дальше.
Местность
узнавалась с трудом - произошло много изменений , да и память не
все детали сохранила. Но идти было приятно - середина июня - пора
цветения липы , запахи просто одуряющие , птичья разноголосица .
Впервые в жизни я увидел воочию настоящего соловья , к тому же при
исполнении. Пугливая птица , редко показывающаяяся на глаза , сидела
на ветке и выдавала чудные трели. А вообще , гораздо чаще соловьного
пения в Германии можно услышать пение дроздов - они ничуть не хуже.
Еще
минут через десять , сверившись с очередным указателем, вышли к
большому комплексу
зданий , сооружений, яхт , катеров и прочее. Это и был построенный
в недавнее время яхт-клуб. На озере в этот день как раз проходила
регата. Полюбовались
некоторое время белоснежными красавицами-яхтами. Но время уже поджимало
, нам нужно было успеть на поезд из Мирова на 16:48 , иначе следующий
поезд на Нойштрелиц пойдет только в 19:45 и в Берлин приедем слишком
поздно, а хотелось еще по вечернему Берлину погулять. Так что пошли
той же дорогой назад. Прошли снова через "советский сектор" , я
сделал последние снимки , сказал farewell городу своего детства
.
Еще
минут 20 шли по "немецкой части" Рехлина , где я периодически запечатлевал
аккуратные дома
с ухоженными палисадниками . В одном из палисадничков какой-то рачительный
бюргер устроил филиал
авиа-музея. Наконец дошли до поворота и вскоре застопили попутку
до Мирова. Водитель оказался общительный, много рассказывал про
своего паразита шефа, который заставил его работать в субботу, и
этот крутой навороченный джип тоже, оказывается , принадлежал этому
таинственному шефу. Как и первый наш подвозчик , этот тоже ради
нас дал крюка и подвез прямо к вокзалу , хоть мы и вежливо отнекивались.
До
поезда оставалось еще минут двадцать , он уже стоял под парами.
Кондуктор - уже другая фрау -узрела наш интерес к этому средству
передвижения и прочитала нам длинную лекцию о нем. Выяснилось ,
что не так-то поезд и стар - сделан в 1970 г. ( она разыскала где-то
сбоку на вагоне и предъявила нам заводской шильдик). Хотя я , честно
говоря , мало что понял из ее речи , мы поблагодарили ее , сели
в поезд , где она , приняв важный и официальный вид , тщательно
проверила наш льготный супер-билет , билеты других немногочисленных
пассажиров и дала сигнал к отправке.
Опять
тряская живописная обратная дорога до Нейштрелица. Снова "долгий
8-минутный" переход до главной платформы. Здесь мы ждали поезд
до Берлина минут 15 . Поезд
опоздал на 5 минут , что в общем-то в Германии происходит не так
уж часто. В этот раз вагон
был более загружен - дело уже шло к вечеру , к тому же был выходной
день, да и экспресс был дальний , Штральзунд - Эльстерверда , но
свободных мест все равно было достаточно . Через полтора часа мы
выгрузились на Zoo, пересели на городскую электричку , доехали до
Hackishe Markt и пошли бродить по чудным улочкам и переулкам вечернего
Берлина. Но об этом - в другой раз...
|